Установка ГБО на мой ИЖ-2126-30
Комплект ГИГ-3Л я снял с прошлой машины ВАЗ-2107, только приобрел новый редуктор с коэффициентом передачи 3,7 и новый испаритель (он дешевый, почему бы новый не поставить). Так же трубки расходки и заправки и купил новое ВЗУ.
Пришла пора ставить ГБО, но терять преимущества хетчбека, вкрячив баллон а салон я однозначно не хотел!!! По этому расмотривался только один вариант установки баллона - под днище вместо запасного колеса.
Посмотрел я на своего соседа (как у него баллон висит), потом на фотки Владимира из Краснодара, потом я засел в грязи на природе... и подумалось мне... куплю как я тор!!! Да и мой друг Алексей, тоже захотел себе тор в свою ВАЗ-21093.
Полазив по интернету в поисках баллонов я сначала нашел отечественные Рузаевские торы, но оказалось, что баллоны есть только в прайсе, а живьем есть только баллоны на 34 литра, для меня это слишком мало!!! Начал искать дальше. Открыл журнал "За рулем" и полез по всем рекламам фирм ГБО, где указан адрес сайта фирмы.
И вот в фирме "ГазПарт" я нашел то что искал!!! Тор, на 57 литров, 600 мм в ширину, 270 мм в высоту, внешнее расположение мультиклапана (а зачем мне мульт внутри, мне именно снаружи и нужен!) цена 120 баксов. Написал письмо по е-майлу, ответ пришел очень быстро! В процессе переписки я выяснил, что по посадочному месту подойдет обычный мультиклапан. Оплачивать я решил через свою контору по безналу. Мне прислали счет по факсу, я его оплатил, и через несколько дней получил баллоны через транспортную компанию Галион, то есть фирма "ГазПарт" после получения денег от меня отвезла баллоны в траспорную компанию. А транспортная компания привезла баллоны в из Москвы в Пензу. Доставку я оплатил в Пензе - 300 рублей за оба баллона. Фотки моего тора, еще не установленного ниже:
Это место крепления
мультиклапана
Это табличка с данными баллона
Перед установкой баллона надо было решить вопрос с мультиклапаном. Мой старый мультиклапан подходил по посадочному месту, но по заборной трубке и по поплавку был другой. С трудом найдя в инете изображение мультика тора я решил повторить тоже самое о своим мультом. Я тоже хотел изогнуть заборную трубку под углом, но оказалось, что высота моего баллона очень большая и трубки с трудом хватит только для того, чтобы просто достать до дна баллона. Так что трубку я резко загнул вертикально вниз. Кроме того, где-то я читал, что надо чтобы срез трубки был не параллелен поверхности баллона, и по этому я на всякий случай конец заборной трубки спилил на 45 градусов. Свой поплавок я изогнул по образу мультика тора, правда пришлось поводок поплавка укоротить примерно на 60 мм. После подбора формы изгиба поводка мне удалось добиться чтобы было возможно срабатывание "отсечки", но в последний момент, я решил отказаться (пока) от отсечки и изогнул поплавок чуть посильнее. Теперь при полном баллоне стрелка показывает 4/4, и при пустом примерно минус 1/4.
Мультиклапан тора
Как я говорил выше баллон я решил вешать вместо запаски под пол багажника. Пустой баллон весит 25 кг, а 57 литров газа весят примерно 28 кг. Итого получаем 53-54 кг. Серьезный вес. Так что баллон я решил вешать понадежней. По совету конференции баллон закреплен двумя лентами толщиной 2мм и покрашенными порошковой краской. Со стороны слона была изготовлена конструкция, которая хороша видна на фото. Она изготовлена из полос стали, толщиной 4 мм. Сами ленты загнули по форме баллона, но тут я допустил ошибку - загнул ленты прямоугольником под 90 градусов, не надо было делать такого угла... ну да ладно...(кто не понял в чем дело - позже будет понятно).
Когда крепления были готовы я приступил к подвески баллона. И тут пришел БОЛЬШОЙ облом :(. Как оказалось - баллон не помещается на место запаски!!! Запаска диаметром 570 мм, а баллон 600. Ровно на 30 мм баллон не помещается между продольными лонжеронами. Я было расстроился, но коллективный гаражный разум пришел на помощь. Мой сосед-ремонтник машин с помощью кувалдочки, известных всем слов и за некоторое количество огненной воды придал лонжерону нужное углубление, при этом жесткость кузова ни коем образом не пострадала. Чтобы не травмировать слабонервных читателей фото этой "рихтовки" я выкладывать не стал (на самом дела страшного там ничего нет, просто был прямоугольный лонжерон, а стал на протяжении 10 см чуть круглый). Место "рихтовки" было замазано битумной мастикой.
Крепление баллона оказалось делом непростым и долгим. Все же баллон слишком большой, чтобы повесть его без проблем. Сначала баллон был приложен на место и было просверлено центральное отверстие в полу багажника. После этого стало понятно, что верхняя рамка не встанет так, как я хотел, потому что слишком близко задняя поперечина кузова. Пришлось заднюю часть рамки слегка уменьшить. Хорошо, что рядом оказались гильотинные ножницы. Кроме того, оказалось, что центр баллона все равно не получается совместить с центром рамки - поэтому пришлось просверлить в рамку другое отверстие вместо центрального.
Видно, что центральное отверстие
не по центру рамки
Видно как порезан край рамки - не
помещается :(
Кроме центрально отверстия возникли проблемы еще с двумя отверстиями. Левое переднее (если смотреть со стороны заднего бампера) попадает точно в лонжерон, и левое заднее тоже. Эти два отверстия тоже пришлось пересверливать. Заднее правое отверстие удачно совпало с отверстием для крепления запаски.
После того, как были просверлены все 5 отверстие баллон был подвешен на длинной шпильке (диаметром 10 мм) за центральное отверстие в баллоне. После этого с некоторыми проблемами были закреплены ленты крепление баллона болтами на 10 мм.
На этой фотке баллон уже висит
Ленты крепятся концами сквозь пол к рамке, а в центре пересекаются и крепятся к центральной шпильке. На фото внизу можно увидеть, что баллон крепиться через свое центральное отверстие к шпильке и ленты своей гайкой тоже крепиться к этой шпильке.
Из-за того, что первоначально ленты были согнуты под прямым углом они будут со временем провисать, так что я буду иногда их протягивать гайкой на центральной шпильке.
Результатом установки баллона я остался очень доволен. Баллон весит высоко, ничему не мешает, он выше глушителя, и примерно на одном уровне с бензобаком. Из под бампера видна только его малая часть. Чуть позже я покрою баллон и ленты его крепления антигравием и он станет совсем незаметным :)
Но могу сказать, что данный баллон ставить было тяжело и как это не печально я не советую повторять мой поступок, хотя если Вас не пугают трудности - то почему бы и по получить баллон на 57 литров!
После баллона я перешел к креплению ВЗУ. Родное крепление ВЗУ очень хилое, так что я сразу отбросил мысль просто прикрутить родной кронштейн к бамперу. Первоначально я хотел сделать как на ИЖе соседа - поставить фаркоп и на нем закрепить ВЗУ, но от этой идеи пришлось отказаться, так как во первый мой дурацкий глушитель не позволил бы установить фаркоп (пришлось бы менять глушитель), а во вторых и сам баллон не позволил бы поставить фаркоп. Вторая мысль была врезать ВЗУ в бампер как у Владимира из Краснодара, но для этого пришлось бы снимать бампер, что-то придумывать да и не хотелось бампер уродовать... И тут пришла третья мысль - закрепить ВЗУ на буксировочной проушине! Эта проушина крепиться к кузову на двух болтах, ее можно легко снять и приварить к ней что угодно. Тем более она под бампером и ничего будет не видно! Из того что попалось под руку было изготовлено крепление ВЗУ, а под руку попался отрезок прямоугольной трубы. Этот отрезок приварили к проушине, к трубе приварили родной кронштейн ВЗУ и усилили его косынкой. Получилось очень жесткое и надежное крепление, кроме того возможность что-то прикрепить к самой проушине осталось на 100%. На фотографиях внизу можно рассмотреть что получилось.
Завершающим этапом работ на эстакаде стала прокладка трубки расходки и трубки к ВЗУ. После этого на мультиклапан была одета камера его вентиляции. Камера достаточно далеко от глушителя (да и глушитель бывает теплым, а не огненным), так что ничего с камерой не случиться.
Теперь пришло время подкапотной части.
Начал с установки газового клапана. У ИЖа очень интересно сделана печка: мотор крепиться со стороны капота на двух шпильках, а далее В КУЗОВЕ идет канал для прохода воздуха. В общем я снял мотор печки засунул руку в канал воздуха и понял, что смогу изнутри канала засунуть болты. Просверлил отверстия, вставил изнутри канала два болта, закрепил их гайками и потом повесил газовый клапан. Аналогично закрепил и редуктор.
Редуктор я закрепил на правом брызговике. Тоже всунул изнутри болты, закрепил их гайками и только потом прикрепил редуктор. Испаритель проложил вдоль брызговика по свободной траектории. Тосол в испаритель взял с подогрева впускного коллектора.
Вид сверху на редуктор и форсунку
Подвод газа я решил делать как и на ВАЗ-2107 - распределенный. Штуцера я снял с ВАЗа. Так же при продаже я снял выпускной коллектор с местом для лямда-зонда и самим лямда-зондом. Штуцера вкручивал так же как и на 2107, так что еще раз повторяться не буду - все тоже самое.
Слева разъем лямды, справа за
шлангами сама лямда.
Монтаж под капотом был завершен, осталось только закрепить блок управления. Здесь я тоже допустил маленькую ошибку - надо было крепить блок с другой стороны от замка зажигания - сложно левой рукой включать зажигание, а правой крутить ручку при настройке :).
Здесь я сделаю маленькое отступление. Если Вы внимательно посмотрите на фото вверху, то заметите, что никаких "соплей" проводов нет, и вообще неродные провода совсем незаметны. Просто я сделал Свою проводку под все свое установленное и предполагаемое оборудование. Причем мои жгуты я сделал аналогичными родным - они также обмотаны черной изолентой. Мои жгуты входит в салон там же где и родные, идут параллельно родным и ничем кроме клемм с термоусадкой не выделяются. Кроме проводки для ГБО я сделал свою проводку для зажигания (поставил ОКТАН-4), причем все важные провода проводом 2,5 квадрата. Сразу проложит провода для сигнализации, противотуманок, элетробензонасоса, датчика включения радиатора радиатора и еще кое-чего :) Вот такой я молодец :)
Коробочка с желтой наклейкой -
коммутатор ОКТАНа
Катушка бесконтактного зажигания
Вот такой получился отчет :)