Что такое ГБО и зачем оно мне нафиг не надо.... , (или ставить или не ставить ? Вот в чем вопрос) 

 Не секрет, что все люди хотят всегда уменьшить свои расходы на что либо и при этом, по возможности, не потерять в  удобстве. Автомобилисты не исключение. Мало того, 70 лет советской власти и 10 лет перестройки приучили нас экономить на всём. Все мы знаем сколько стоит бензин. Но уж скоро Вы читаете  эту статью, то наверное знаете сколько стоит газ (здесь и далее под газом я буду подразумевать пропан-бутан). Как правило стоимость газового топлива и бензинового отличается в разЫ. Почему? Потому, что газ получается как побочный продукт  переработки нефти и затраты на его получения ничтожно малы ( по сравнению с бензином). И тут появляется святое слово халява. Так почему к ней не приобщиться? Но сразу настораживает вопрос о переоборудовании автомобиля. Сколько же оно стОит? А может и не нужен газ то совсем? Может машина сгниет раньше? Попытаемся разобраться. Начнем по порядку. Сначала решим главный вопрос: Когда наступит халява? Сразу оговорюсь что спорные моменты я учитывать не буду дабы меня не обвинили в предвзятости. Набросаем небольшую формулу по которой каждый сам рассчитает когда окупится ГБО, т.е. когда наступит тот момент времени при езде на газе когда вложенные деньги в переоборудование машины будут сэкономлены за счет разницы в цене.

1.       Цб – цена бензина.

2.       Цг – цена газа  (объективно глядя на эти цены и основываясь на опыте скажу что они колеблются время от времени но отношение их друг к другу меняется незначительно.

3.       Цгбо- цена самого оборудования.

4.       Цуст – цена установки ГБО к вам на машину.

5.       Sм –пробег вашей машины в месяц.

6.       Pб – расход бензина на 100 км. Расход газа примем за Рб+10% ибо по общему убеждению именно на столько и вырастает расход.

7.       Tок  - время окупаемости.

 

Tок =(Цгбо + Цуст)/(Sм/100*Pб*Цб-Sм/100*(Pб+10%)*Цг)  

Или если ее немного упростить

Tок 100*(Цгбоуст)/(Sм*Рб(Цб-1.1*Цг). Получаем месяцы.

Рассмотрим пример

Цб =9р; Цг=4р; Цгбо= 400$: Цуст=200$; Sм= 3750км/мес; Рб=11л/100км

Получаем, что если бы мы продолжали ездить на бензине, то через 9.8 месяца или приблизительно через 36 500 км. мы бы потратили на бензин деньги которые вложили в переоборудование машины. Пример этот взят не с потолка. Именно так я считал окупаемость установки ГБО на свою BMW. Поэтому не пугайтесь высоких цен. Система которую поставили на мою машину импортная, достаточно сложная и трудоемкая в установке и настройке.

            Следом возникает вопрос 9.8 месяцев это много или мало?

Существуют разные мнения на этот счет. Сходство этих мнений в одном. Система должна окупится несколько раньше, чем вы соберетесь расстаться со своей машиной. А поскольку загадывать на длительный срок представляется проблематичным, особенно в нашей стране, то, как то само собой вырисовывается срок . У каждого он свой. Но думаю если время окупаемости превышает 2-3 года то установка ГБО становится не целесообразной и надо, либо уменьшать стоимость ГБО, либо вообще отказаться от этой затеи.

            Так же надо помнить, что с установкой ГБО как правило связаны некоторые неудобства. Например уменьшение полезной площади багажника ( не на всех машинах ), увеличение массы пустой машины, подъем центра тяжести, появляется необходимость не только проходить ТО, но и еще ездить на опрессовку ГБО раз в 2 года, так же появляется необходимость обслуживать ( в той или иной степени) еще одну систему.

Но  при этом не надо забывать о преимуществах таких как: уменьшение нагара ( увеличивающий срок службы масла, и масляного фильтра) , чистый выхлоп, ведь газ, при правильных настройках, сгорает лучше и не оставляет после себя огромного количества продуктов сгорания (как бензин), что увеличивает срок службы лямбда зондов и нейтрализаторов ( в народе катализаторы) да и двигателя в целом. За счет того что маслу не надо смывать большее количество продуктов горения оно лучше смазывает и защищает двигатель. Так же увеличивается запас хода, ведь никто вашу бензиновую систему ломать не собирается, а следовательно однажды залив все баки, можно проехать гораздо больше, чем просто на бензине.

В некоторой степени повышается надежность работы двигателя за счет разных систем подачи топлива(это к вопросу, Что делать когда сдох бензонасос? Ответ. Ехать домой ремонтировать Но не на веревке а своим ходом) Ну и самый на мой взгляд приятный факт – это ощущение что едешь за полцены.

 

Paul.

 

Немного теории расходах.

Вначале немного физики. Давайте попробуем рассчитать теоретически, как же все-таки должны отличаться расходы различных видов топлива (бензина, пропан-бутановой смеси и метана) для двигателей, работающих по циклу Отто.
Рассмотрим двигатель, в котором на каждом из трех видов топлива выдерживается стехиометрическое соотношение топливовоздушной смеси. Это позволяет нам сделать вывод о том, что КПД двигателя на этих видах топлива одинаково.
Как известно теплотворная способность:
Метана составляет 13175 ккал/кг, а если учесть, что плотность метана равна 0,71 кг/м3, то путем несложных вычислений получаем, что энергия единицы объема метана (соотнесенная к м3) составляет 9354 ккал/м3.

    Аналогичным образом вычисляем

  1. Для пропана:

    Теплотворная способность 11961 ккал/кг.
    Плотность 0,51 кг/л.
    Энергия единицы обьема (соотнесенного к л) составляет 6100 ккал/л.

  2. Для бутана:

    Теплотворная способность 11783 ккал/кг.
    Плотность 0,58 кг/л.
    Энергия единицы обьема (соотнесенная к л) составляет 6834 ккал/л

  3. Для бензина:

    Теплотворная способность 10572 ккал/кг.
    Плотность 0,73 кг/л.
    Энергия единицы обьема (соотнесенная к л) составляет 7718 ккал/л.

  4. Пропан-бутановая смесь летняя (50х50)-эта смесь была использована в тесте журнала "За Рулем"

    Теплотворная способность 11872 ккал/кг.
    Плотность 0,545 кг/л.
    Энергия единицы обьема (соотнесенная к л) составляет 6470 ккал/л.

  5. Пропан-бутановая смесь - зимняя (90% пропана, 10% бутана).

    Теплотворная способность 11943 ккал/кг.
    Плотность 0,517 кг/л
    Энергия единицы обьема (соотнесенная к л) составляет 6175 ккал/л.

  6. Смесь, участвовавшая в тесте журнала "Авто-Ревю".

Плотность 0,56 кг/л
Следовательно, содержание бутана - 71%, пропана - 29%.
Теплотворная способность 11835 ккал/кг.
Энергия единицы обьема (соотнесенная к л) составляет 6628 ккал/л.
Теперь остается самое простое - посчитать насколько расход на этих газах отличается от расхода на бензине:

  1. Метан 0,83 м3 эквивалентно 1л бензина.
  2. Пропан 1,27л эквивалентно 1л бензина.
  3. Бутан 1,13л эквивалентно 1л бензина.
  4. Пропан-бутан летняя смесь 1,19л эквивалентно 1л бензина.
  5. Пропан-бутан зимняя смесь 1,25л эквивалентно 1л бензина.
  6. Пропан-бутан смесь, участвовавшая в тесте журнала "Авто-Ревю" 1,16 л эквивалентна 1л бензина.

 

НАЗАД

Hosted by uCoz