Что такое ГБО и зачем оно мне нафиг не надо.... , (или ставить или не ставить ? Вот в чем вопрос)
Не секрет, что все люди хотят
всегда уменьшить свои расходы на что либо и
при этом, по возможности, не потерять в удобстве. Автомобилисты не
исключение. Мало того, 70 лет советской
власти и 10 лет перестройки приучили нас
экономить на всём. Все мы знаем сколько
стоит бензин. Но уж скоро Вы читаете эту статью, то наверное знаете
сколько стоит газ (здесь и далее под газом я
буду подразумевать пропан-бутан).
Как правило стоимость газового топлива и
бензинового отличается в разЫ. Почему?
Потому, что газ получается как побочный
продукт переработки нефти и затраты на
его получения ничтожно малы ( по сравнению с
бензином). И тут появляется святое слово
халява. Так почему к ней не приобщиться? Но
сразу настораживает вопрос о
переоборудовании автомобиля. Сколько же
оно стОит? А может и не нужен газ то совсем?
Может машина сгниет раньше? Попытаемся
разобраться. Начнем по порядку. Сначала
решим главный вопрос: Когда наступит халява?
Сразу оговорюсь что спорные моменты я
учитывать не буду дабы меня не обвинили в
предвзятости. Набросаем небольшую формулу
по которой каждый сам рассчитает когда
окупится ГБО, т.е. когда наступит тот момент
времени при езде на газе когда вложенные
деньги в переоборудование машины будут
сэкономлены за счет разницы в цене.
1.
Цб
– цена бензина.
2.
Цг
– цена газа (объективно
глядя на эти цены и основываясь на опыте
скажу что они колеблются время от времени
но отношение их друг к другу меняется
незначительно.
3.
Цгбо-
цена самого оборудования.
4.
Цуст
– цена установки ГБО к вам на машину.
5.
Sм
–пробег вашей машины в месяц.
6.
Pб
– расход бензина на 100 км. Расход газа
примем за Рб+10% ибо по общему
убеждению именно на столько и вырастает
расход.
7.
Tок
- время окупаемости.
Tок =(Цгбо
+ Цуст)/(Sм/100*Pб*Цб-Sм/100*(Pб+10%)*Цг)
Или
если ее немного упростить
Tок 100*(Цгбо+Цуст)/(Sм*Рб(Цб-1.1*Цг).
Получаем месяцы.
Рассмотрим
пример
Цб
=9р;
Цг=4р; Цгбо= 400$: Цуст=200$; Sм=
3750км/мес; Рб=11л/100км
Получаем,
что если бы мы продолжали ездить на бензине,
то через 9.8 месяца или приблизительно через
36 500 км. мы бы потратили на бензин деньги
которые вложили в переоборудование машины.
Пример этот взят не с потолка. Именно так я
считал окупаемость установки ГБО на свою BMW.
Поэтому не пугайтесь высоких цен. Система
которую поставили на мою машину импортная,
достаточно сложная и трудоемкая в
установке и настройке.
Следом возникает вопрос 9.8
месяцев это много или мало?
Существуют
разные мнения на этот счет. Сходство этих
мнений в одном. Система должна окупится
несколько раньше, чем вы соберетесь
расстаться со своей машиной. А поскольку
загадывать на длительный срок
представляется проблематичным, особенно в
нашей стране, то, как то само собой
вырисовывается срок . У каждого он свой. Но
думаю если время окупаемости превышает 2-3
года то установка ГБО становится не
целесообразной и надо, либо уменьшать
стоимость ГБО, либо вообще отказаться от
этой затеи.
Так же надо помнить, что с установкой
ГБО как правило связаны некоторые
неудобства. Например уменьшение полезной
площади багажника ( не на всех машинах ),
увеличение массы пустой машины, подъем
центра тяжести, появляется необходимость
не только проходить ТО, но и еще ездить на
опрессовку ГБО раз в 2 года, так же
появляется необходимость обслуживать ( в
той или иной степени) еще одну систему.
Но при
этом не надо забывать о преимуществах таких
как: уменьшение нагара ( увеличивающий срок
службы масла, и масляного фильтра) , чистый
выхлоп, ведь газ, при правильных настройках,
сгорает лучше и не оставляет после себя
огромного количества продуктов сгорания (как
бензин), что увеличивает срок службы лямбда
зондов и нейтрализаторов ( в народе
катализаторы) да и двигателя в целом. За
счет того что маслу не надо смывать большее количество
продуктов горения оно лучше смазывает и
защищает двигатель. Так же увеличивается
запас хода, ведь никто вашу бензиновую
систему ломать не собирается, а
следовательно однажды залив все баки, можно
проехать гораздо больше, чем просто на
бензине.
В
некоторой степени повышается надежность
работы двигателя за счет разных систем
подачи топлива(это к вопросу, Что делать
когда сдох бензонасос? Ответ. Ехать домой
ремонтировать Но не на веревке а своим
ходом) Ну и самый на мой взгляд приятный
факт – это ощущение что едешь за полцены.
Paul.
Вначале немного физики. Давайте попробуем рассчитать теоретически
, как же все-таки должны отличаться расходы различных видов топлива (бензина, пропан-бутановой смеси и метана) для двигателей, работающих по циклу Отто.Аналогичным образом вычисляем
Теплотворная способность 11961 ккал/кг.
Плотность 0,51 кг/л.
Энергия единицы обьема (соотнесенного к
л) составляет 6100 ккал/л.
Теплотворная способность 11783 ккал/кг.
Плотность 0,58 кг/л.
Энергия единицы обьема (соотнесенная к
л) составляет 6834 ккал/л
Теплотворная способность 10572 ккал/кг.
Плотность 0,73 кг/л.
Энергия единицы обьема (соотнесенная к
л) составляет 7718 ккал/л.
Теплотворная способность 11872 ккал/кг.
Плотность 0,545 кг/л.
Энергия единицы обьема (соотнесенная к
л) составляет 6470 ккал/л.
Теплотворная способность 11943 ккал/кг.
Плотность 0,517 кг/л
Энергия единицы обьема (соотнесенная к
л) составляет 6175 ккал/л.
Плотность 0,56 кг/л
Следовательно, содержание бутана - 71%,
пропана - 29%.
Теплотворная способность 11835 ккал/кг.
Энергия единицы обьема (соотнесенная к л)
составляет 6628 ккал/л.
Теперь остается самое простое -
посчитать насколько расход на этих газах
отличается от расхода на бензине: