Постройка сабвуфербуфера.

Я твердо решил построить себе сабвуфер. Причем именно построить, то есть сконструировать и построить его самому. Но как всегда я начал не с того. Нормальные люди ведь сначала строят сабвуфер, меряют его объем и только потом покупают динамик. Я поступил наоборот - сначала купил динамик, потом построил корпус, а потом подгонял корпус под динамик. Динамик я купил на "Горбушке" CRUNCH DS-10. Это 10" динамик, рассчитанный для фазоинвекторного корпуса. Так вот имея динамик я приступил к изготовлению самого ящика. Усилитель я тоже прикупил в Москве. Купил Crunch V6004. По документации это 4-х канальный усилитель с максимальной мощностью 4х150 Вт. Два канала я предполагал пустить на фронтальную акустику, а оставшиеся два канала мостом на сабвуфер.

Скажу сразу, сабвуфер я изготавливал не один, а при помощи своего друга Юрия, он же GB. И еще скажу, что строился сабвуфер для SPL а не для качества звучания :).

В "классике" только одно место для корпуса - это ниша под задней полкой. Я решил ящик делать под это место. Естественно надо было делать ящик как можно больше (уменьшить всегда можно). Но в свою очередь этот ящик не должен ничему мешать. Кроме того усилитель должен крепиться на этот же ящик (больше ему места тоже нет). Если уж динамик ставиться под полку, за сиденье (а у сиденья есть откидной подлокотник) то и динамик надо крепить со стороны салона и дуть он должен в салон. Для герметизации багажника (буквальном смысле) была изготовлена перегородка между салоном и багажником. Ящик я тоже планировал крепить к этой перегородке. Ширину ящика ограничивали магниты динамиков, установленных в заднюю полку, высоту ограничивали торсионы поднятия крышки багажника. А по глубине я решил делать точно вровень со ступенькой в багажнике. Ну вот с местом и размерами определились, можно приступать.

Найти подходящую фанеру оказалось не легко. Только в одном месте я смог найти 18 мм фанеру (толще просто не было). Поехал и из примерно 10 листов 152х152 см выбрал один поровней. Заодно купил и пару листов фанеры 10 мм. Для доставки всего этого пришлось нанять ГАЗель :(. После измерения багажника были вычислены все размеры и размечены стенки. Пилить 18 мм фанеру не легко, хорошо, что у меня есть электролобзик :). Да и верстака нормального не было, поэтому пришлось все пилить перед гаражом на импровизированном верстаки из двух табуреток.


Это наш верстак и Юрик верхом на сабвуфере (21 Волга на заднем фоне - тоже моя)

Ящик получился с боковой стенкой виде трапеции, ведь перегородка между салоном и багажником имеет наклон. Чтобы придвинуть ящик вплотную к перегородке пришлось спиливать стальные усилители за задним сидением, но я думаю, что ящик своей жесткостью компенсирует их отсутствие. Перегородки между собой я крепил следующим образом: купил в магазине герметик "жидкие гвозди". Этот герметик очень крепко скрепляет деревянные части, достаточно быстро сохнет и получается слегка пластичным при застывании. Для полной уверенности по стыкам я поставил бруски из такой же 18 мм фанеры. Естественно только герметиком я не ограничился, через каждые 5 см стенки скреплены саморезами длиной примерно 5 см. Кстати саморезы я использовал для крепления гипсокартона, они очень крепкие, имеют потайную головку, хорошо вкручиваются. Для полной уверенности я намазывал саморезы герметиком, а потом заворачивал их (предварительно просверлив простое отверстие) электроотверткой. Без электроотверки мне не удалось бы завернуть так много саморезов. внешний вид ящика на первом этапе представлен на фото ниже.


Пока просто ящик без крышки

 Но ведь пока у нас просто сооружение из 5 стенок, надо как-то крепить шестую стенку. Бруски, которые находятся по углам имеют определенную длину. Именно на них будет ложиться задняя стенка. Задняя стенка будет как бы утоплена в ящик. Глубина этого утопления равна толщине усилителя. Все было задумано так, чтобы усилитель тоже был бы внутри ящика. Я посчитал, что если закрепить стенку только по углам это будет слишком хлипко. Да и самому ящику лишняя жесткость не помешает. Поэтому были сделаны два усилителя внутри ящика. Эти усилители крепятся к четырем стенкам, стягивая весь ящик. На эти усилители ложиться задняя стенка. Только хочу заметить, что для того чтобы все собралось с минимальными зазорами (или вовсе без них) перед тем, как что-то отпилить приходилось много раз все измерять и проверять - фанеры было крайне мало :(. После того как ящик был собран почти окончательно его внутренняя поверхность была обмазана битумной антикоррозийной и антишумной мастикой под названием "Кордон". Особой потехой было намазывание задней стенки через отверстие для динамика :) Естественно перед окончательным закрытие задней стенки я установил разъем для проводов динамика. 


Ребра жесткости и промазка антикором

В процесс примерки и установки на автомобиль были выявлены особенности отечественного автомобилестроения. Одна из особенностей - несимметричность относительно продольной оси. Еще один интересный момент можно заметить на снимке внизу. Там видны два углубления в нижней стенке сабвуфера. Это места крепления задних амортизаторов. Я по простоте душевной увидев на горизонтальной поверхности полки багажника два нароста не долго думая решил сровнять их большим молотком, даже успел нанести пару ударов. Хорошо, что меня вовремя остановили, ведь я мог их сровнять окончательно и тогда мои задние амортизаторы оказались бы вечными, так как заменить их было бы просто невозможно. Пришлось делать выемки на нижней стенке сабвуфера. На нижнем фото также виден первоначальный вариант крепления ящика к перегородке между салоном и багажником. В последствии вместо кольца был установлен гораздо больший кусок фанеры, такой, чтобы он помешался между оставшимися железными усилителями задней стенки.


Выемки для мест крепления амортизаторов

 Этот кусок фанеры был приклеен на герметик. На нижнем фото хорошо виден процесс нанесения этого герметика. После того как был прикреплен этот кусок фанеры сабвуфер был поставлен на свое место и слегка (не окончательно) закреплен. Отверстие для динамика и отверстия для фазоинвенторов (их у меня два) были выпилены когда сабвуфер был закреплен на своем месте. Пилить пришлось очень толстый слой фанеры, а именно: 18 мм корпус ящика сабвуфера, 18 мм кусок фанеры, прикрепленный на ящик, сама перегородка 10 мм. Итого 42 мм фанеры. Вот такая вот передняя стенка!!! 


Нанесение герметика

До окончательной установки осталось сделать только две вещи - измерить получившийся объем корпуса и обклеить ящик чем-нибудь для красоты.

Измерял объем я дома, заливая корпус водой из под крана. Естественно воду я заливал через мензурку. В процессе заливки воды выявился один ОЧЕНЬ неприятный момент - вода потекла через клеммы подключения динамика. Вода пошла по резьбе. А ведь этот разъем был продан как специально сконструированный для сабвуферов. Если бы не стал проверять объем водой корпус был оказался не герметичным и это обязательно бы ухудшило звучание. ПРОВЕРЯЙТЕ герметичность ящика сами!!! Пришлось все переделывать - добавлять шайб и собирать все на герметике. После полной заливки водой объем оказался равным 25,38 л. Вот такая вот точность :). Заливать водой было совсем не страшно, ведь ящик изнутри был обработан битумной мастикой, так что с самим ящиком ничего случиться на могло. Только вот просушивать ящик пришлось феном для сушки волос, и просушивал я его достаточно долго.


Измерение объема готового сабвуфера

Предпоследним этапом стала оклейка сабвуфера. Найти карпет в нашей глубинки оказалось нереально, поэтому пришлось купить материал, типа коврового покрытия, только мягче. Злые языки на соревнованиях по SPL обозвали этот материал "цигейкой" - злые они :)

Материал приклеивался клеем БФ-88, а края материала прибивались маленькими гвоздиками. Получилось очень симпатично (на мой взгляд).


Сабвуфер обшит и готов встать на место

 Вот сабвуфер готов к установка на свое законное место. Осталось определиться с креплением. Ящик был притяну к перегородке множеством длинных саморезов, между ящиком и перегородкой был нанесен слой герметика. Для полной уверенности нижняя стенка сабвуфера была прикреплена к полке багажника несколькими болтами с гайками. Получилось ОЧЕНЬ крепко. Сам динамик также закреплен 50 мм гипсокартонными саморезами. 


Динамик и фазоинвектора в перегородке

 Теперь скажу пару слов о фазоинвекторах. Так как ставить один большой порт было некуда я решил поставить два порта меньшего диаметра. Для портов я решил использовать пластмассовые канализационные трубы :). Эти трубы очень жесткие и легко доступные. И самое приятное - их цена! 

С помощью программы JBLSpeakerShop v.1.0. Я задал этой программе все параметры моего динамика (хорошо, что все эти параметры были в документации на динамик). Как я уже говорил, у меня два порта, диаметр каждого 45 мм. Программа подсказала мне, что длина каждого порта должна быть около 215 мм. Естественно я не стал сразу резать точно в размер я отрезал с запасом, чтобы потом настроить порты на авто с использованием шумомера. Процесс настройки я опишу в самом конце.

Итак, сабвуфер изготовлен и установлен на место. Чтобы задняя часть автомобиля была совсем монолитной полка под задним стеклом очень жестко соединена с перегородкой. 


Сабвуфер + полка

Так как я покупал комплект шумоизоляции от "Стандартпласта" у меня остался большой кусок "пенки" как раз для того, чтобы поставить его за спинку заднего сиденья. Я закрепил этот кусок двухсторонним скотчем. Для динамика и портом я вырезал отверстия с небольшим запасом. Под проводку я тоже прорезал "канавки".


Теплоизоляция сабвуфера

 Последним шагом стала установка спинки заднего сиденья. Надо сказать, то я пол-лета проездил совсем без заднего сиденья и ни разу не обломался, ну не ездит у меня в машине больше двух человек (разве что родителей на дачу вожу). Так вот после установки спинки динамик может выглядывать в салон если откинуть подлокотник (я сразу это предусмотрел). Вот только надо чем-то обклеить вокруг динамика, чтобы белизна не бросалась в глаза, но это я сделаю наверное совсем не скоро :).


Крунчик, выглядывающий из-за сиденья

 
А если подлокотник поднять, то его не видно, но слышно...

 Уже поездив с сабвуфером достаточно долго могу сказать, что если откинуть подлокотник, то баса в машине становиться больше. На одном и том же уровне громкости при поднятом подлокотнике волосы на голове не шевелятся, а если откинуть подголовник волосы начинают шевелиться :) (Это я говорю абсолютно серьезно).


Сабвуфер + усилок со стороны багажника

 Теперь поговорим о том, что находится в багажнике. На заднюю стенку сабвуфера был укреплен усилитель. Болты для его крепления были вставлены изнутри в ящик с самого начала. Усилитель держится на своих штатных 4-х отверстиях. Самое прикольное то, что после первого же включения выяснилось, что задняя стенка усилителя очень сильно резонирует. Производители могли бы догадаться, что усилитель могут закрепить на корпус сабвуфера и предусмотреть его склонность к резонированию. Так вот мне пришлось исправлять огрехи производителей. Пришлось обклеить заднюю стенку вибропластом (это фольга на липком основании). После этого усилитель окончательно был водружен на свое место и ни разу не снимался с него. Вибропласт пригодился еще разок - задний номер тоже очень громко резонировал, пришлось и его оклеить вибропластом.


Усилок + сабвуфер со стороны багажника

 Конечно светящиеся в темноте индикаторы это очень красиво, но российские реальности подсказали мне, что это не только красиво, но и опасно - пионэры не дремлют :) Кроме того опять проснувшаяся жаба подсказала мне, что пора экономить на бензине и поставить себе газовое оборудование. У всех нормальных людей баллон для газа стоит там, где у меня стоит сабвуфер, так что пришлось искать для баллона другое место. Естественно баллон я поставил перед сабвуфером на специально сваренной подставке. Усилитель стал практически не виден (такая красотища прикрылась), но зато теперь скоммуниздить усилок стало не реально - не каждый пионер отважиться баллон под давлением трогать :) И какая приятная свалочка образовалась под баллоном :)


Супер защита усилителя :)

Теперь расскажу о настройке сабвуфера. 

Выше уже было сказано что для расчета корпуса и портов фазоинверторов использовалась программа JBL. Программа поставила приговор - два порта диаметром 45 мм и длиной 215 мм. Естественно, кузов каждой машины имеет свои особенности и я решил настраивать именно в машине. Для точной настройки использовалась компьютер типа Celeron, звуковая карта Vortex2, программа SpectraLab 4.32.13 и шумометр - Precision Integrating Sound Level Meter. Bruel&Kjaer. Type 2230.

Компьютер понадобился для того, чтобы подавать с него сигнал на вход усилителя. Для генерации сигналов использовалась программа SpectraLab. Эта программа позволяет генерировать на выходе звуковой карты практически любой сигнал с заданной характеристикой. Кроме того есть много различных стандартных сигналов типа белого шума и прочего. Еще более интересное свойство это программы - она может анализировать сигнал с микрофона причем одновременно может генерировать сигнал и анализировать его. Так что можно использовать эту программа для измерения АЧХ, только надо найти качественный микрофон. Очень полезная программа для знающих людей :) Звуковая карта Vortex2 отличается очень высоким отношением сигнал-шум, и вообще из всех карточек она мне нравиться больше всего. Для того чтобы соединить компьютер и усилитель был спаян шнурок с мини-джеком на одном конце и двумя тюльпанами на другом. Для это провода использовался серебряный экранированный кабель, кстати сигнальный провод от головы до усилка тоже из подобного кабеля, только потолще (кабель брался там же где и шумометр). Окончательно "настроечный комплекс" выглядел так:

     
"Настроечный комплекс" :)

Для начала я попробовал подавать различные сигналы на вход усилителя. Это достаточно прикольный процесс особенно ему радовались бабушки-охраницы нашего гаражного кооператива, вроде ничего не слышно, а голова болит :) Ради интереса подал на вход сабвуфера сигнал с частотой 1 Гц. И каково же было мое удивление когда диффузор сабвуфера начал двигаться с частотой 1 Гц!!!

Ну поигрались и хватит, пора и за настройку браться :) Где я взял такой шумометр, я говорить не буду, но там таких много и этот не самый продвитутый. Сам шумометр я расположил недалеко от диффузора сабвуфера и приступил к измерениям. На вход усилителя подавались сигналы с разной частотой и результаты измерений записывались. Результаты представлены в табличке. Длина фазоинвекторов постепенно уменьшалась, путем отпиливания труб ножовкой.

Частота, Гц
2 ФИ 4,5 см по 10 см, Дб

2 ФИ 4,5 см по 10 см
(замер в другом месте и при другом уровне), Дб

2 ФИ 4,5 см по 14,7 см, Дб
20
116,1
98,2
119,3
30
116,5
97,0
115,4
40
116,3
105,0
122,5
50
123,6
113,4
124,3
60
125,5
114,2
127,5
70
128,8
114,1
131,1
80
131,8
117,4
132,7
90
132,8
117,4
132,7
100
132,1
119,7
130,0
110
128,6
117,7
126,5
120
114,2
130
112,0

В процессе настройки были угроблены две сантехнические трубы, так как от них отрезали слишком много :). Окончательно остановились на длине труб в 14,7 см. При такой длине удалось добиться максимального  SPL на частоте от 70 до 80 Гц. Шумометр показал 134,7 Дб. На первый взгляд нам показалось, что это достаточно много, но однако соревнования по SPL по формуле BLUESMOBIL в которых я участвовал, подтвердили верность наших измерений. Я выжал из своего сабвуфера 134,6 Дб и занял 3 место.


Это я после квалификации


Это я на подиуме

В заключении хочу сказать, что для того чтобы классику довести до ума в плане автозвука надо выполнить целый комплекс работ. Причем эти работы ни по цене ни по стоимости будут не сильно отличаться от иномарки. Но лично я для себя решил, что сделать из свой 2107 конфетку можно, хотя и сложно. Но мне это нравиться и практически все свое свободное время и провожу в гараже.